В ГМИИ им. Пушкина завершили реставрацию скульптур эпохи Ренессанса

История России

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина окончили реставрацию скульптур эпохи Ренессанса — из Фонда перемещенных культурных ценностей. Этот проект организован вместе с Государственными музеями Берлина. Осенью отреставрированные произведения будут представлены в экспозиции Пушкинского. А пока их увидела наша съемочная группа.

Эти шедевры Возрождения в мае 1945-го оказались практически погребенными в зенитном бункере в Берлине. До сих пор непонятно, кто поджег колоссальный музейный запасник. В 1946 в Пушкинский привезли раскопанные остатки. Ценности, которые удавалось опознать, многие десятилетия были засекречены – материалы о их нельзя было публиковать.

«Большая часть этих предметов – возвращенные из небытия, предметы, которые не существовали более 7 десятилетий, они были в списке утрат. Я держал их в руках и в виде ксерокопий. Но вначале это были, конечно, такие. Это такая история архивных бумаг. Это музейная романтика. Когда ты читаешь строки «Донателло уничтожен», тебе охото в это не верить. Это не должна быть правда. И этао возможность вычеркнуть что-то из старенькых документов, понять, что они были в каком-то смысле не до конца правы. Это очень опьяняющее чувство», — делится Василий Расторгуев, старший научный сотрудник Отдела искусства старенькых мастеров ГМИИ им. Пушкина.

На данный момент реставрацией и научными исследованиями занимаются вместе российские и немецкие специалисты. Задача номер один – не дать разрушиться экспонатам.

«Вот пошли трещинкы по металлу. И наша задача – их очень сохранить, законсервировать. А все остальное, через 100 лет кто-то займется дальше», — гласит реставратор Михаил Тулубенский.

Введенные в музейный оборот предметы равномерно обретают биографию. Автором этого «Крылатого амура» в каталогах Берлинских музеев 30-х годов значился Донателло. Сейчас выяснилось – работа более ранняя – древнего периода. В Курчатовском институте Амуру сделали нейтронную томографию, чтоб понять, что с внутренним слоем статуи.

«У него в правой голени сплошная корка темного – уже не металла, а окиси. До него нельзя даже дотрагиваться», — отмечает Миша Тулубенский.

Нет рук, ног, голов. Следы войны на многих скульптурах – навсегда. Плакетка со сценой бичевания Христа числилась вовсе утраченной.

«Люди, когда входили в бункер, не лицезрели произведение, они видели серую массу на полу, поэтому что от нагрева лопнул и потолок. Стекло и бетон засыпали эти произведения», — ведает Василий Расторгуев.

Историю многих предметов еще предстоит изучить. Показать публике вновь обретенные шедевры планируют осенью.

Юлия Струкова

Анонсы культуры 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *