Музей о «биографии» нашего государства создавался с большим трудом

История России

9 февраля Муниципальный исторический музей отмечает свой 147-й день рождения. В этот день вход на все объекты музейного комплекса будет бесплатным. В музее запланирована торжественная театрализованная программа. Наш корреспондент Юлия Зиньковская повстречалась с заместителем директора ГИМ по научной работе Андреем Дмитриевичем Яновским. Он сказал о сложностях, которые встречались на пути строительства музея, и о том, кто стоял у истоков его сотворения.

Ю.З. — Отправимся в XIX век. Известна ли четкая дата создания музея?

А.Я. — Стало уже традицией гласить о 9 февраля 1872 года как о деньке рождения музея. А если точнее, нельзя забывать, что следует переводить старенькую систему времяисчисления на новую, то есть добавлять 12 дней (для дат XIX столетия). Как следует, в скобках можно поставить дату 21 февраля.

Андрей Дмитриевич Яновский

Ю.З. — С чего началось строительство музея?

А.Я. — Увлекательно, что ни указа, ни манифеста о разработке музея не было. Мы по этому вопросу провели суровые архивные поиски. Музей создан на основании 2-ух писем и устным (что удивительно!) приказом Александра II. Как понятно, из всех 14 российских императоров и императриц только двое родились в Москве. Это Петр I и Александр II. Последний очень обожал Москву. Он, как говорит современная молодежь, «неровно дышал» к этому городку.

В 1870 году Москва стала основательно готовиться к празднованию 200-летия со денька рождения Петра Великого. Эту дату решено было обширно отметить, создав в самом центре городка огромную Политехническую выставку, охватывающую практически все важные направления жизни, деятельности, истории и культуры российского общества – своего рода выставку «достижений народного хозяйства» Рф. В конце мая 1872 года выставка торжественно открылась. Она разместилась в 88 специально построенных павильонах на местности 20 гектаров – внутри и вокруг Кремля, в Александровском саду и по набережной Москвы-реки. За три месяца работы выставку посетило 750 тыщ человек (и это при населении Москвы к началу 1870-х годов в 400 тыщ!) – воистину космическая цифра!

В ходе подготовки выставки организаторы её Севастопольского отдела, посвященного героической обороне Севастополя в годы Крымской войны, полковник Николай Ильич Чепелевский и генерал Александр Алексеевич Зеленоватой пригласили к сотрудничеству видного археолога, председателя Столичного археологического общества графа Алексея Сергеевича Уварова, известного своими раскопками старого Херсонеса (части современного Севастополя). Именно этим троим пришла в голову счастливая идея – организовать в Москве музей, показывающий через подлинные монументы, предметы и произведения искусства различные факты и действия, стороны истории, культуры и бытовой жизни Русского государства и населяющих его народов. Люди военные, Чепелевский и Зеленоватой хотели создать своеобразный «храм воинской славы Рф». Уваров призывал уделить особое внимание археологическим находкам и историческим реликвиям. Поддержавший эту «троицу» 2-мя годами позднее выдающийся историк и москвовед Иван Егорович Забелин предлагал в особенности внимательно отнестись к истории быта, традициям и культуре народа. В конечном итоге восторжествовала конкретно его точка зрения (хотя и археологический материал, и странички военной истории также должны были занять достойное место в будущей экспозиции).

Еще в декабре 1871 года Н. И. Чепелевский обратился к наследнику престола, величавому князю Александру Александровичу с ходатайством, в котором выложил идею о создании такого музея. В январе последующего года цесаревичу в Петербург направил подобающую докладную записку и генерал А. А. Зеленоватой. Они совершили хитрый ход, предложив именовать новое учреждение Музеем имени Его Правительского Высочества Государя Наследника Цесаревича. Александру II эта мысль понравилась. По всей видимости, разговор меж цесаревичем и императором состоялся именно 9 февраля 1872 года. Наследник своими руками начертал на записке Зеленого: «Сударь разрешил это дело».

Владимир Осипович Шервуд, автопортрет

Музей истории русского государства рождался непросто. Место было найдено наилучшее – между Кремлевской стеной, Казанским собором и Воскресенскими воротами. Столичная городская дума приберегала этот участок для себя. В ноябре 1874 года был объявлен конкурс на строительство строения музея. Количество конкурсантов с громкими именами зашкаливало. Внезапно победил проект Владимира Осиповича Шервуда, который был академиком живописи, и превосходного русского инженера Анатолия Александровича Семенова.

Ю.З. — Кто заложил 1-ый камень в фундамент Исторического музея?

А.Я. — 20 августа 1875 года на Красноватой площади в присутствии почетных гостей произошла праздничная закладка фундамента здания. На нее приехал и Александр II. К огорчению, не было наследника престола, который в это время гостил у родственников супруги в Дании. Александр II заложил 1-ые два кирпича в фундамент здания за себя и за собственного сына. Раздавались дорогие сувениры – предметы, изготовленные в русском стиле, украшенные серебром. 

Проект строения В.Шервуда

Ю.З. — Какие трудности встретились на пути строительства музея?

А.Я. — Устроители изначально допустили огромную ошибку. Они, не осознавая неописуемого масштаба задуманного, хотели построить музей на народные пожертвования. Это была утопия! На момент начала строительства Управление музеем располагало капиталом всего в 154 тыщи рублей. А по самым приблизительным подсчетам требовалась сумма в 9-10 раз больше. Шервуд всегда предлагал неописуемо дорогостоящие решения, и из-за этого нередко случались скандалы. Например, он хотел покрыть наружные стены керамической облицовкой (по типу изразцов), что превратило бы музей в «изукрашенный терем». Из-за неизменной нехватки средств споры и трения усугублялись, переходили в ссоры, а, меж тем, только каменщиков на укладке стенок работало 260 человек. А еще многие сотки подсобных рабочих! Деньги уходили невообразимо стремительно. Шервуд очень раздражался: он строил величавые планы, а его постоянно «лупили по рукам».

Главный конфликт Шервуда с Уваровым заключался в том, что 1-ый хотел самовыразиться. Он решил так: музей должен быть площадкой для выставки художественных произведений: панно, мозаик, скульптурных групп и композиций.

То есть он стремился показать русскую историю только художественными средствами. Против него ополчились все! И Уваров, и Забелин понимали, что музей создается для демонстрации подлинных реликвий истории, предметов жизни и быта людей. Но признаемся честно: почти все Шервуду удалось блестяще! Исторический музей оказался уникальным в плане художественного дизайна: пол, потолки, стены, арки декорированы в стиле той эры, которой, собственно, и посвящен тот либо иной зал. Очень важно, что вначале здание создавалось для музея, что позволяло концептуально планировать и художественное оформление интерьеров.

Но конфликты длилось. В 1876-1877 годах окончательно поссорились Зеленоватой с Чепелевским. Последний подал в отставку. В 1878 году ушел из музея Уваров. И это еще не все: через год был отстранен от работ Шервуд, так как слишком многого требовал и так и не сообразил предназначения музея. В 1880 году скончался генерал Зеленоватой. Строительство остановилось, был риск, что оно не будет продолжено. А, меж тем, у здания не было даже крыши!

Так шло строительство музея

Ю.З. — Когда же нашелся выход из таковой сложной ситуации?

А.Я. — В мае 1881 года случилось текущее чудо. Музей был принят в казну решением правителя. Это было великое событие – музей стал муниципальным учреждением. Причем на тот момент в Столичном кредитном обществе уже был взят очень большой кредит в 1 миллион 260 тыщ рублей, по которому еще долго (до начала XX века) платили проценты. В ведении Министерства денег музей оказался по воле Александра III. И вот здесь все пошло как по маслу. За два года, с мая 1881 по май 1883, музей был фактически достроен. В конце 1882 года музей был передан Министерству народного просвещения. Парадные сени и 1-ые 11 экспозиционных залов уже были отделаны и подготовлены к открытию.

27 мая (8 июня) 1883 года, в предпоследний день коронационных торжеств в Москве, где официально «венчались на королевство» император Александр III и императрица Мария Федоровна, они посетили сходу два только что отстроенных музея – Политехнический и Исторический. Осмотрев Парадные сени и 1-ые 11 залов экспозиции главного музея истории и культуры Рф, венценосная чета осталась довольна и впечатлилась величием и красотой увиденного. Но в конце визита Александр III увидел, что следовало бы навести окончательный порядок – убрать сохранившийся где-то мусор, остатки стройматериалов. На это потребовалось 6 дней. Официальное открытие и освящение музея состоялось 2 (14) июня 1883 г., собрав огромное количество представителей московских властей, профессуры, духовенства, журналистов и публичных деятелей. С этого момента мы и ведем отсчет общественной жизни Исторического музея.

Чертежи дубовых оконных рам для нескольких сотен музейных окон разработал конструктор А.П.Попов.

Ю.З. — Я знаю, что за историю собственного существования музей пять раз менял свои наименования. Какими они были?

А.Я. — 1-ое название (февраль 1872 года) – Музей имени Его Правительского Высочества Государя Наследника Цесаревича. Второе (29 мая 1881 года) – Императорский Русский Исторический музей. Третье (май 1895 года) – Императорский Русский Исторический музей имени Императора Александра III в Москве. 4-ое (ноябрь 1917 года) – Государственный Русский Исторический музей. И, наконец, пятое (8 февраля 1921 года) – Муниципальный исторический музей. Важно отметить, что в начале 1920-х годов слово «русский» ушло неслучайно, поскольку в советскую эру наш музей хранил и показывал не только материалы по истории Рф, но и раскрывал темы и вопросы истории и культуры входящих в состав союзного страны республик.

Ю.З. — Поведайте о программе, которая готовится к 150-летнему юбилею музея. Что уже понятно относительно празднования?

А.Я. — Кроме выставок, научных конференций, семинаров и экскурсионных программ, мы желаем открыть в Измайлово новый музей – Центральный музей истории русского казачества. Для начала это будет экспозиция приблизительно на 550-600 квадратных метров. Но равномерно мы рассчитываем её расширять и увеличивать. Эта тема уже давно волнует наше общество и вызывает большой интерес. Но специалистов-профессионалов по этой проблематике единицы! Семь лет обратно мы открыли Музей Отечественной войны 1812 года. Если все получится и на данный момент, то за последние 10 лет ГИМ прирастет сходу двумя музеями. По-моему, это неплохой итог!

Фото предоставлены Государственным историческим музеем

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *