Исследователи из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» проверили свои предположения о том, какие основные факторы в последнее десятилетие влияли на образовательную мобильность абитуриентов — миграции молодых людей в другой регион ради получения высшего образования. Такими факторами были в первую очередь разница между прожиточным минимумом в регионах школы и высшего учебного заведения, средний размер заработной платы в том субъекте федерации, где расположен привлекательный для выпускника вуз, а также результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ). Научная статья опубликована в Journal of Further and Higher Education.
Россия — государство, где разница в уровне жизни между отдельно взятыми регионами велика. Это накладывало отпечаток на образование выходцев из более бедных субъектов федерации. Им было сложнее поступить в престижные вузы, так как те расположены в более богатых городах и областях, и одна лишь поездка в другой регион, чтобы подать документы и сдать экзамены, для семей многих абитуриентов была слишком затратна, потому многие из них даже не предпринимали подобных попыток.
В последние десятилетия шансы абитуриентов получить хорошее высшее образование попытались уравнять введением ЕГЭ. Если раньше каждая академия, институт и университет проводили для будущих студентов собственные экзамены, часто не совпадающие по формату с экзаменами по тому же предмету в других вузах, то с появлением единого госэкзамена это различие исчезло. Высшие учебные заведения России стали принимать абитуриентов по результатам единого государственного экзамена, где сложность всех вариантов одинакова, формат унифицирован, а большую часть оценивания проводит автоматическая система. А поскольку результаты ЕГЭ можно отправить в приемную комиссию любого вуза в электронном виде, отпадает необходимость лично приезжать на несколько дней для сдачи вступительных испытаний и тратить на это время и деньги.
Кроме уровня школьного образования, которое отражают результаты ЕГЭ, на решение абитуриента переехать влияют и социально-экономические авторы. Авторы предположили, что этих факторов как минимум четыре:
Чтобы проверить свои гипотезы, авторы исследования в 2011 году дали 3827 девятиклассникам и их родителям из 42 субъектов федерации заполнить анкеты о доходе семьи и уровне образования ее членов, а через два года — поинтересовались у школьников, уже ставших одиннадцатиклассниками, в какой вуз они собираются поступать. Еще год спустя, в 2014-м, исследуемым звонили и спрашивали, куда они в итоге поступили, а также узнавали, сколько баллов они получили за ЕГЭ по русскому языку и математике — эти экзамены нужно сдавать для поступления практически на любую специальность. На этой стадии исследования осталось 1169 респондентов.
Выяснилось, что из перечисленных факторов на образовательную мобильность абитуриентов влияют в первую очередь (статистическая значимость фактора была pИсточник контента: nformio.ru