О выставке «Иконы эпохи Николая II»

История России

Выставка «Иконы эпохи Николая II» открылась в Музее древнерусской культуры и искусства имени Рублева. В экспозиции — памятники иконописи и ювелирного искусства, созданные в период правления последнего русского императора. Подробности у Антона Николаева.

В сентябре 1914 года в городке Августов на территории Польши солдаты русской армии стали свидетелями чудесного явления Богоматери. Когда о произошедшем доложили Николаю II, он велел напечатать в армейских листовках образ, впоследствии получивший название Августовской иконы Божией Матери. Это далеко не единственный пример, когда события Первой мировой нашли отражение в иконописи.

Настоящий броненосец изображен на этой иконе. «Скорее всего, она была заказана моряками эскадренного броненосца "Петропавловск", который на ней изображен, или их близкими. Этот эскадренный броненосец взорвался на рейде Порт-Артура в самом начале Русско-японской войны в марте 1904 года. На его борту погиб командующий Тихоокеанской флотилией Макаров, большее число офицеров штаба и художник Верещагин», — рассказала куратор выставки Надежда Герасименко.

На выставке можно увидеть, как иконы, принадлежавшие императорской семье, с изображением их небесных покровителей, так и образы святых, которые были прославлены в царствование Николая II. Например, Серафим Саровский был канонизирован по настойчивому требованию царя. «Известно, что по крайней мере 3 портрета были написаны во время его земной жизни, которые он сам благословил. На основе этих прижизненных портретов складывалась последующая иконография. Одним из примеров является наша икона, написанная в Серафимо-Дивеевском монастыре», — говорит куратор выставки Жанна Белик.

Выставка дает представление и о том, как развивалась иконопись в начале ХХ века. Образ Казанской Божией матери из собрания Музея русской иконы написан ведущим мастером того времени Василием Гурьяновым. «Мы видим прекрасный симбиоз искусства живописного, иконописного и искусства ювелирного, декоративно-прикладного. Этот памятник абсолютно точно показывает эпоху Николая II и мастерство московских иконописцев, ювелирных дел мастеров», — считает зам. директора Музея русской иконы Сергей Богатырев.

А самый яркий экспонат этой выставки, в котором отразились все противоречия эпохи, вот этот шедевр ювелирного искусства. Это пасхальное яйцо Карла Фаберже. Называется «Созвездие цесаревича». Здесь сверху изображено небо, каким оно было 12 августа 1904 года, то есть в день, когда родился наследник престола. Николай II заказал это яйцо на Пасху 1917 года. Но на тот момент вся семья Романовых уже была под арестом.

Наследник так и не увидел этот удивительный пасхальный подарок. Сын Фаберже, покидая Россию, передал яйцо академику Ферсману. Сейчас эта уникальная реликвия хранится в Минералогическом музее имени Ферсмана.

Новости культуры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *