Ученые Узбекистана расшифровывают послания древних зодчих

История России

В программке Международного фестиваля «Мелодии Востока», который проходит в Узбекистане, — не только музыкальные выступления. Участников знакомят с местными достопримечательностями и укладом жизни. Алия Шарифуллина отправилась из Самарканда в Бухару.

Узенькие улочки, высокие дувалы, резные расписные стенки мечетей и медресе. Бухара – сказочная шкатулка Узбекистана, старый город, в котором время течет совершенно по другим законам. Здесь можно вдохнуть ветер пустыни, по которой шли караваны, ощутить атмосферу, в которой творили великие поэты и превосходные ученые.

Осто Шакир Камалов – учитель российского языка, кузнец в шестом поколении. Искусство древней ковки унаследовал от отца, теперь учит своих сыновей и внуков. И так ведется в их семье уже 350 лет. 

«Лопаты, ножики топоры, кетмени. Любую отрасль берите – видна рука кузнеца. Поэтому это мастерство не исчезнет», — отмечает Шакир.

Тут на каждой улочке живут и работают хунарманды – узбекские ремесленники. В их мастерских, больше схожих на музеи, все выглядит так, как много веков обратно, и в работе используются те же древнейшие технологии. Когда зародилось в Бухаре ковроткачество, не знает никто. О высочайшем качестве местных изделий отзывался еще Марко Поло, посетивший Центральную Азию в XIII веке. Работа над одним ковром может продолжаться до года – в узоре нужно соединить сотни узлов на каждом квадратном сантиметре. 

«Каждый мой узелочек — это одна клетка. Сколько клеточек – столько узелков. Не больше, не меньше. По другому узор не получится», — разъясняет Шахноза Эргашева, ткачиха.

Земля этой страны полна загадок и загадок. На небесно-голубых плитках местные зодчие заплели узоры, зашифровав в их тексты. Они хотели, чтобы люди, наслаждаясь красотой, использовали не только глаза и сердце, но и разум. 

«Тут, смотрите, шрифтом сульс написано шесть имен Аллаха. Люди задумываются, что это узоры. Надо вникать, тогда открываются познания для нас», — показывает Камилджон Рахимов, старший научный сотрудник Института востоковедения Академии Наук Республики Узбекистан. 

Бухара — один из самых зашифрованных городов мира. Только в исторической его части – 72 эпиграфических монумента. Во всем Узбекистане их тысячи. Многие годы монументы молчали. Из надписей только на зданиях эры Амира Темура были прочтены и исследованы всего 10%. Сегодня послания, отправленные из глубины веков, пробуют разгадать десятки специалистов Узбекистана. Ученым приходится расшифровывать надписи, изготовленные не только в разное время, но и на различных языках, разным стилем. Например, в Х веке был популярен арабский шрифт, который именовался «цветущий куфий». Каждая его буковка украшена виньетками. И от каждой точки, от каждого завитка зависит смысл всей фразы. 

Абдулгафур Раззок Бухари – именитый каллиграф Узбекистана, один из тех, кто пробует собрать этот древний пазл. Многие куски надписей не сохранились. Чтобы их вернуть, он изучает сотни источников. 

«Некие надписи можно читать за 5 блюд, некие – за пять месяцев. Чтобы это сделать, нужно знать историю, время, когда это было написано», — отмечает Абдулгафур Раззок Бухари. 

Стихи, поучения, мудрые изречения, политические, религиозные тексты, –ученые прочитали и перевели надписи на более чем полутора тыщах памятников эпиграфики по всей республике. И сейчас изучить эти тексты может каждый желающий. Они собраны в альбомах, изданных благодаря уникальному проекту «Культурное наследство Узбекистана». 12 увесистых томов – это только начало. Еще так много неразгаданных загадок. 

Алия Шарифуллина

Анонсы культуры 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *