В усадьбе Муравьёвых-Апостолов проходит выставка «Наполеон. Жизнь и судьба»

История России

«Наполеон. Жизнь и судьба». В доме-музее «Усадьба Муравьёвых-Апостолов» проходит выставка, которая ведает о биографии императора и исторических событиях, связанных с ним. Особенное место занимают эскизы Александра Бенуа к кинофильму «Наполеон» — одному из новаторских проектов эры немого кино.

Акварели Александра Бенуа дополнили выставку «Наполеон. Жизнь и Судьба», посвященную самым броским страницам биографии французского императора, определившим поворотные моменты истории.

«Пробы осмыслить этот исторический процесс через художественные образы привел Бенуа к созданию большой сюиты акварельных работ, посвященных Наполеону, и к работе над наполеоновским фильмом Абеля Ганса», — ведает Сергей Подстаницкий, коллекционер, историк искусства, куратор выставки.

На выставке 39 акварелей из коллекции Кристофера Муравьева-Апостола. Это не просто наброски — портреты персонажей будущего фильма. Детально проработаны не только костюмчики, но и образы: на своих работах Бенуа делал пометки о нраве героев. А иногда и советовал актера на ту либо иную роль.

«К теме синематографа Александр Бенуа обратился еще в начале 20-х годов, это была тема очень новенькая, актуальная для художника, который привык к формам станковой живописи и журнальной графики. Потому в 25-м году это уже не 1-ая работа, вторая или третья, но это одна из первых осуществленных и завершенных. И в этом ее большая ценность», — отмечает Павел Павлинов, историк искусства правнучатый племянник Александра Бенуа.

Кинофильм Абеля Ганса вышел на экраны в 1927 году. Режиссер поражал зрителя экспериментами с языком кино: использовал полиэкран, двойную экспозицию. Конец «Наполеона» снимался в формате, напоминающем современный 3D. В историю вошло внедрение Гансом одновременной проекции картины на три экрана — прием революционный для собственного времени.

«Наполеон» существовал в 2-ух вариантах: он существовал, с одной стороны, в немом варианте с несколькими экранами, с другой стороны, в немом варианте на одном экране, где это все было более либо менее сведено, и, наконец, в звуковом варианте, к которому добавили музыку, это был 30-й год. И звуковой вариант позже путешествовал как образец Наполеона», — гласит Кирилл Разлогов, историк кино.

Роль Наполеона в детстве сыграл Владимир Руденко. В составе съемочной группы Абеля Ганса совместно с Александром Бенуа работал оператор Николай Топорков. Некие сцены снимались многокамерным способом. Это был один из самых новаторских проектов эры немного кино.

«Кинофильм потребовал бесчисленное количество денег. И 1-ый большой взнос сделал русский предприниматель Венгеров, который грезил, чтобы в кино воссоздали нечто схожее «Войне и миру», чтоб была такая громадная эпопея», — разъясняет Татьяна Макеева, генеральный директор музея-усадьбы Муравьевых-Апостолов.

Вкупе с работами Александра Бенуа на выставке представлено более двухсотен произведений. Живопись, графика, скульптура и мемориальные предметы, связанные с эрой Наполеона.

Станислав Анисимов

Анонсы культуры 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *