В Музее-заповеднике «Абрамцево» проходит выставка «Две Снегурочки»

Культура России

Еще один обязательный новогодний персонаж – Снегурочка, героиня народных сказок, которыми вдохновился Александр Николаевич Островский. В Абрамцеве проходит выставка «Две Снегурочки». Она ведает о постановках пьесы Островского в усадьбе Мамонтова и в Столичном Художественном театре. Мария Трофимова продолжит.

Усадьбу Мамонтовы заполучили в 1870 году. Расположенное в 60-ти километрах от Москвы, по Северной дороге, неподалеку от Загорска, это поместье когда-то принадлежало семье Аксаковых, но конкретно при Савве Ивановиче этому месту предначертано было стать вторым домом для многих музыкантов, писателей и естественно, художников.

Зимой Абрамцево оживало только на новогодние праздники. Хороводы вокруг елки, катание с горки, на коньках. И самое увлекательное — домашние театральные постановки под Рождество. С юношества увлекавшийся искусством, Савва Иванович не только играл в их, но и сам ставил. Так, в 1882 году разыграли спектакль по притче Александра Островского «Снегурочка».

«Основная тема этой постановки — конфликт цивилизаций и природного человека, который представляла Снегурочка. А эта тема Мамонтова всегда завлекала. Важно, что к этой работе подключился Васнецов, и вышли великолепные декорации, эскизы костюмов. И более того, Васнецов играл в этой пьесе. Они играл Деда Мороза», — отметила заместитель директора по науке Муниципального музея-заповедника «Абрамцево» Елена Митрофанова. 

Домашние вспоминали: «Васнецов — Дед Мороз — своим говором на «О», могучей фигурой сделал незабываемый образ хозяина русской зимы». А за необыкновенную сказочную атмосферу отвечали его декорации. Когда во МХАТе в 1900-м году ставили «Снегурочку», к тому же стилю обратился и художник-декоратор Виктор Симов. До работы в Столичном художественном театре он занимался декорациями в личной опере Саввы Мамонтова. И был знаком с Васнецовым. 

«Образ Лешего опирался на народные костюмчики. Прекрасные зарисовки, мелкие детали, подробные разработки», — поведала научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Абрамцево» Екатерина Воронина. 

Все до мелких подробностей было прописано и в режиссерском дневнике Константина Станиславского к спектаклю «Снегурочка» 1900 года. Родственник Саввы Ивановича, он не раз участвовал «в мамонтовских» постановках, и был в числе первых зрителей «Снегурочки». Собственный спектакль режиссер сделал в более близкой к реальности манере. 

«Он не так тщательно разрабатывал мифологические сцены, как сцены земной, реальной жизни. У него были реальные животные на сцене. То есть, Снегурочка прогуливалась просто с ягненком. У него была собака на сцене. И вообщем он хотел, чтобы и более большие животные на сцене были», — поделилась заместитель директора по науке Муниципального музея-заповедника «Абрамцево» Елена Митрофанова. 

Если для мамонтовской постановки были в особенности важны декорации Васнецова, то у Станиславкого главный акцент сместился на игру актеров. В его «Снегурочке» одну из основных ролей, царя Берендея, исполнил Василий Качалов.
 

 Анонсы культуры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *