Подписано соглашение о создании педагогического кластера в Свердловской области — Информио

Наука и образование

28 августа на областном августовском педагогическом совещании работников образования Свердловской области на тему «Профессиональное развитие педагогов как условие качества образования» в рабочую повестку было включено подписание многостороннего соглашения о создании единого педагогического кластера. После докладов, разъясняющих задачи, решению которых должен способствовать педагогический кластер, документ был подписан.

Областное августовское педагогическое совещание — это время и место для приветственных слов, «новогодних» поздравлений, повод поговорить об итогах прошлого учебного года, отчитаться о готовности образовательных организаций к году наступающему. Но лейтмотивом выступлений стало качество образования, качество подготовки педагогических кадров, высокие требования, предъявляемые к учителю в цифровую эпоху, и необходимость постоянно повышать квалификацию, чтобы оставаться «на волне».

Высоким требованиям к учителям корреспондирует обязанность органов власти обеспечить достойную материально-техническую базу для их труда и выработать реальные механизмы их материального и морального стимулирования. Председатель Законодательного Собрания Свердловской области Людмила Бабушкина привела статистику по готовности области к 1 сентября. В этом году в Свердловской области на 1800 первоклассников больше, чем в прошлом году. Все образовательные учреждения получили паспорта готовности, все школы обеспечены и педагогическими кадрами, и учебниками. Появилось 2230 новых мест в школах Екатеринбурга (одна введенная в эксплуатацию новая школа и расширенные площади уже действующих школ), 200 мест — в Полевском (завершено строительство пристроя к школьному зданию), 2580 мест в 15 муниципальных образованиях и 32 образовательных организациях. Общий объем средств областного бюджета, направленных на эти цели — 166 млн 332 тыс. рублей. 

— Конкурентоспособность страны зависит от качества ее человеческого капитала, — сказала Людмила Валентиновна, — и этот подход является приоритетным в политике нашего государства. 

Заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков приветствовал аудиторию от имени губернатора, правительства Свердловской области и от себя лично, и озвучил те приоритеты политики в области образования на ближайший учебный год, которые правительство ставит перед собой. Они определены стратегическими проектами, новыми президентскими указами. Область имеет достаточные заделы, чтобы продолжать двигаться вперед именно в этих направлениях. Это прежде всего серьезная модернизация материальной базы образования, которая позволит перейти на односменный режим функционирования школы. Требуются серьезные вложения, связанные со строительством новых школ и обновлением существующих. В области, особенно в Екатеринбурге эта проблема стоит очень остро, но к середине 2020-х годов планируется эту проблему решить. Кроме этого, предстоит качественно изменить содержание образования и воспитания. 

— Чтобы достичь этих целей, необходимо кратно увеличивать вложения в образование, и правительство сейчас над этим работает, — сказал Павел Владимирович. 

Министр общего и профессионального образования Юрий Биктуганов выступил с докладом «Профессиональное развитие педагогов как условие качества образования». Юрий Иванович рассказал о достижениях и проблемах образовательной сферы Свердловской области:

— Сегодня очевидно, что именно от профессионализма учителя зависит формирование компетенций XXI века. Нужна коллективная профессиональная рефлексия существующих проблем, дефицитов и точек роста, которые возникают на всем пути профессионального развития педагога. 

Юрий Иванович презентовал анализ результатов обучающихся за 2017/18 учебный год. Свердловская область ежегодно принимает участие в федеральных процедурах оценки качества образования и диагностирует вместе с федеральными экспертами проблемы не только подготовки обучающихся, но и проблемы, имеющие отношение к самим педагогическим кадрам. 

Выступление и.о. ректора УрГПУ Светланы Минюровой называлось «Непрерывное педагогическое образование в контексте формирования образовательного кластера Свердловской области». Светлана Алигарьевна обозначила проблему так: чего ждут от своих педагогов современные ученики? В школе им часто повторяют, что все знания пригодятся им в будущем. Но дети цифровой эпохи хотят жить здесь и сейчас, они не откладывают надолго решение вопросов, связанных с будущим, и очень многие выстраивают этот путь продуманно, под девизом «Хотеть недостаточно, нужно действовать». И в эту же ситуацию они ставят учителей. Коллеги из Коллеги из Санкт-Петербургского университета провели исследование, которое выявило образ идеального учителя. Это учитель, умеющий объяснять и убеждать, человек с чувством юмора и справедливый. Иными словами, это учитель с хорошей предметной подготовкой, человек, молодой душой вне зависимости от паспортного возраста, и профессионал, умеющий объективно оценить знания ученика. Задача педагогического сообщества — создавать учителя будущего здесь и сейчас. 

В регионе уже существует обширный образовательный кластер, и поэтому возникла коллегиальная идея создать педагогический кластер, который позволит постоянно реализовывать модель непрерывного педагогического образования. Потенциал области велик, работает множество образовательных организаций всех уровней. Из них 38 образовательных организаций высшего образования. Почти 3% всех студентов в России находятся в Свердловской области. И почти 11% этих студентов — будущие педагоги. 

— Важно,— отметила Светлана Алигарьевна, — чтобы эти студенты стали теми современными педагогами, о которых мечтают дети. 

Восхождение к профессии педагога проходит несколько стадий, которые давно апробированы. Это выявление педагогически одаренных школьников, поддержка их стремления, создание им условий для педагогических проб через систему педагогических классов, целевой прием, обеспечение преемственности между ступенями колледж—вуз, повышение квалификации, профессиональная подготовка. Задача, которая стоит перед сообществом — выявление дефицита педагогических кадров, формирование адресного запроса от муниципалитетов, и таким образом, переход от целевого приема к целевой подготовке. 

Форматы, в котором можно делать это успешно — сетевое взаимодействие, электронные платформы, интернет-технологии, позволяющие любому педагогу из самого удаленного муниципалитета свободно входить в единое цифровое пространство.

Светлана Алигарьевна подробно остановилась на адресном запросе на подготовку педагогов. «Мы сделали прорыв, запустив проект „Педагогические классы“ на уровне дополнительного образования, он работает не во всех регионах. Мы прозанимались 2 года и дали возможность выпускникам поступить по индивидуальным достижениям в вуз. Но реальность такова, что из 51 человека, получившего такое право, только 12 подали заявления на педагогические направления, и только 5 зачислены в студенты. Это реальность, но мы знаем, как с этим работать дальше», — сказала и.о. ректора УрГПУ. 

Многое уже делается для обеспечения преемственности между колледжем и вузом. Работа идет весь учебный год, проводятся экскурсии, отдельные дни открытых дверей для колледжей. Есть различные планы и предложения для выпускников колледжей. В этом году из 1179 человек, принятых на бюджет на бакалавриат в УрГПУ, 113 человек пришли из системы колледжей. 

— Для того, чтобы двигаться дальше, предложение, которое выработано коллегиально, очень, на мой взгляд, интересно, оптимистично и вдохновляющее. Это создание в рамках образовательного кластера Свердловской области педагогического кластера, который будет осуществлять постоянную поддержку, подготовку, переквалификацию, профессиональную подготовку и сопровождение педагогического сообщества нашего региона, — сказала Светлана Алигарьевна. — Принципы в основе кластера: единства, централизации и децентрализации. Все участники равны, у всех равные возможности влиять на педагогическую ситуацию в регионе. Это, конечно, также принцип сетевого и межведомственного взаимодействия. Это потенциал сотрудничества. Каждый богат чем-то своим: кадрами, технологиями и так далее. Система открыта: педагогов готовят не только вузы и колледжи со словом «педагогический» в названии: это и УрФУ, и УрГАУ и т.д. Если педагогическое сообщество других вузов захочет вступить в кластер, они в него вступят. Главная цель — это обеспечение потребностей системы образования Свердловской области и постоянный запуск и поддержание в рабочем, эффективном состоянии системы непрерывной подготовки педагогических кадров. 

Направлений деятельности множество: формирование образовательной политики, логистики, инфраструктуры, корпоративной культуры, позиционирование Свердловской области в пространстве РФ, содействие развитию материально-технической базы педагогического образования и базы технологий, используемых в подготовке педагогов, выделение грантов на развитие педагогического образования. Одной из ключевых задач станет переходить от целевого приема к целевой подготовке. И, конечно, кластер будет всеми объединенными силами содействовать реализация всех проектов, над которыми уже работает и будет работать область: «Уральская инженерная школа», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» и т.д. 

Соглашение о создании педагогического кластера Свердловской области подписали министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов, и.о. ректора УрГПУ Светлана Минюрова, ректор РГППУ Евгений Дорожкин, ректор Института развития образования Оксана Гредина, председатель Областной ассоциации педагогических колледжей Татьяна Симонова, председатель Свердловской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Татьяна Трошкина. Создание кластера станет важным этапом модернизации педагогического образования, в котором активно участвует Уральский государственный педагогический университет. 

 

Источник: Пресс-служба УрГПУ 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *