19 августа отмечался Всемирный день фотографии. В этот день в 1839 году был впервые публично представлен метод получения дагерротипа - предшественника фотоотпечатка. Сегодня каждую минуту в мире делается больше снимков, чем за весь XIX век. Но признанных мастеров фотографии, как и прежде немного. С одним из них - Владимиром Мусаэльяном встретилась Яна Мирой.
Владимир Мусаэльян приходит на работу в ТАСС почти 60 лет. Снимать он начал еще в детстве - на трофейную отцовскую камеру. Любительские фото тогда публиковали, талант заметили. Но когда слесаря-сборщика авиационного завода пригласили на стажировку в телеграфное агентство - его близкие расстроились.
«Пришел домой говорю: "Всё, я ухожу с завода, иду стажироваться в фотохронику ТАСС". Сначала такая немая сцена. А потом говорят - "а сколько там получают". Я говорю: "410 рублей". Немая сцена. В общем со мной перестали разговаривать», - вспоминает фотограф Владимир Мусаэльян.
О том, что променял оклад в 2000 дореформенных рублей на ставку стажера Владимир Мусаэльян никогда не сожалел. Штатный фотограф ТАСС познакомился практически со всеми выдающимися людьми эпохи, объехал весь мир. Дрейфовал на льдине, высаживался с морской пехотой, дважды пересек экватор. Много лет был личном фотографом генсека КПСС. С Брежневым работал с 1969 года.
«Когда я пришел к нему, он очень двигался много. Обедал 8 минут. Я не успевал, из-за стола выходил голодный. Потом я научился быстро есть», - рассказывает Владимир Мусаэльян.
Портреты Мусаэльяна не были парадными и лакированными. Генсек на охоте, в кругу семьи, во время застолья.
«Леонид Ильич сказал - "я здесь как Ален Делон"», - показывает Владимир Мусаэльян.
Речь про этот снимок - в модных темных очках. Фотограф говорит - в работе всегда интуитивно следовал принципу Анри Картье Брессона.
«Он говорил, что снимая людей, надо залезть к ним под рубашку. Увидеть их внутренний мир. И я посмотрел на себя со стороны, что я, не зная этого умел заглянуть», - продолжает Владимир Мусаэльян.
Мусаэльян не любит «бесконтактную журналистику». Говорит, чтобы снять человека, нужно представить себе его внутренний мир. Когда задуман конкретный образ, поймать момент - дело техники.
«Константин Симонов. Я вообще долго подбирался к нему, и я все-таки добрался. Вот настоящий трибун, такой боец настоящий был. И я считаю, что мне удалась эта фотография», - делится Владимир Мусаэльян.
Портрет Фазиля Искандера напоминает бюст античного мыслителя. Скульптор Александр Кибальников, который будто смотрит внутрь себя. Владимир Мусаэльян уверяет - у него нет любимых снимков. Но фотографии ему часто снятся. Те, что не смог сделать. Подсчитать, сколько в его жизни было снимков - фотограф не берется. А вот автопортрет на камеру мобильного - это впервые.
Новости культуры
Источник контента: tvkultura.ru