О проблемах «народной реставрации»

История России

Обитатели села Ильинка Оренбургской области на свои средства отремонтировали церковь. И фактически спасли ее от разрушения. В итоге были оштрафованы за то, что нанесли вред памятнику культуры. О проблемах «народной реставрации» — Юлия Струкова.

В сорока километрах от Москвы в Подольском районе – храм Живоначальной Троицы. Он был построен в начале XIX века по проекту известного швейцарского конструктора Доменико Жилярди. Красный кирпич, стиль ампир. На данный момент его облик несколько изменился.

Отштукатуренные фасады с новодельными иконами. Пластмассовые окна, перила, мозаика, наклеенная прямо на колонны. Зеленоватая краска. «Точь-в-точь, как на Елоховском соборе», – гласит настоятель отец Димитрий. Храм начали восстанавливать 29 лет обратно. Ремонтировали купол, замазывали трещины.

«Почему мы ее не оставили кирпичной, как она была вначале? Если б вы меня спросили в 90-м году, я б вам признателен был. Потому что в 90-м я не знал, что было, она была так ободранной. И мы стали сразу же что-то делать. Тут и с той стороны сделали сходу же штукатурку. А потом, бабушки средства несут, а я что, буду разбивать?» — заключил настоятель Троицкого храма в селе Коледине протоиерей Дмитрий Мельник.

Реставрация «не по науке», а «на собственный вкус» началась в 80-х, с восстановления приходов. За три десятилетия стала явлением, в особенности распространенным в глубинке. Все это время огромное количество «объектов культурного наследия», «охраняемых государством», на самом деле никто не охранял. Они ветшали, и подходящими для богослужений оказывались только самим жителям.

«Нельзя стукнуть по рукам и сказать, что никто не должен приближаться к нашим памятникам. В особенности, если говорить о памятниках регионального значения, которые в особенности лишены какого-либо внимания. Но с другой стороны, это нужно регулировать», — подчеркнул первый заместитель председателя Комитета по культуре Гос Думы России Александр Шолохов.

Таким был монумент деревянного зодчества XIX века, часовня Николая Чудотворца, в селе Ракула Архангельской области до реставрации. Два года обратно вокруг памятника разразился громкий скандал. Часовню, которую последние 10 лет заливало дождиками через дырявую крышу, жители покрыли сайдингом.

Сейчас внутри сухо, стены побелены. И вся старина на месте, под сайдингом.

«Страху-то было много. Я почитала Уголовный кодекс, так по нему мы ничего не разрушили. Естественно, мы не согласовали, но у меня не было времени согласовывать. В 16 году, как мужчины посмотрели ту крышу, сказали, что нужно срочно делать, а то крыша свалится. Были такие метели, она бы не выдержала в тот год. Если б я занялась бумагами, как по закону, то просто мы бы ее упустили», — поведала жительница села Ракула Надежда Пермиловская.

73-й Федеральный закон, объясняющий, какие деяния можно осуществлять с памятниками культурного наследства, на местном уровне пытаются обходить. Власти нередко поддерживают энтузиастов в местных бюджетах на восстановление памятников нет ни средств, ни специалистов.

«Обитатели села Ракула очень инициативные у нас, с активной актуальной позицией, и конечно, все это было изготовлено во благо памятника, который, если бы они не отремонтировали, он просто развалился бы», — выделила глава муниципального образования «Ракульское» Холмогорского района Архангельской области Татьяна Визжачая.

Пожилые люди села Ильинка Оренбургской области тоже утомились ждать ответа от властей. В 2010 году в церкви начала XIX века сделали крышу, воткнули окна, отремонтировали колокольню. Своими силами. На пенсии и пожертвования.

Два года обратно прихожан судили за незаконный ремонт, нанесенный памятнику вред и оштрафовали на 20 тысяч рублей. Любые работы снутри и снаружи памятника запретили, пригрозили уголовной ответственностью.

«Сначала обследование — где-то 100 тысяч с излишним, потом документы основные — 2 с излишним миллиона», — рассказал житель села Ильинка Николай Киньшаков.

В обществе охраны памятников уважают наилучшие побуждения «народных реставраторов», но не готовы оправдывать вандализм. До этого чем начать какие-либо работы, предлагают проконсультироваться в местных органах охраны культурного наследства.

«Для небольших работ, к примеру, по консервации, которые способны предотвратить предстоящее разрушение здания или для поддерживающего ремонта, документация более обычная. Историко-культурная экспертиза в ряде случаев не требуется. А люди на местах часто даже не подозревают об этом», — поведал член координационного совета общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов.

А прихожане села Ильинка вновь обращаются к властям: в храме снова потекла крыша, вода разрушает стены.

«Мы законопослушны, ничего не делаем три года, а нам три года все молчат. И если двери снова перекосятся, то мы должны все бросить открытым, и это будет по закону, а поправлять нельзя – да, мы же законопослушные, можем только переживать и расстраиваться», — заключил краевед, обитатель села Ильинка Виктор Неверов.

Тем временем, законы «Об охране объектов культурного наследства» и «О волонтерстве» дорабатываются.

Анонсы культуры 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *