О часовых механизмах в Эрмитаже

История России

В коллекции Эрмитажа – более 3-х тысяч старинных часов и музыкальных устройств. Это одно из крупнейших собраний мира. За тем, чтоб экспонаты находились в рабочем состоянии, смотрят сотрудники специальной лаборатории, куда посторонним вход запрещен. Но для нашей съемочной группы сделали исключение. Репортаж — Юлии Струковой.

Музыкальная шкатулка, Швейцария, XIX век. Конструкция редчайшая – усложнена барабаном.

Лаборатория научной реставрации часов и музыкальных устройств – единственная в России и одна из немногих в мире. Тут оживляют мертвые предметы. У каждого из их – свой секрет и своя история.

Это механический глобус – его часовой механизм движет небесную сферу. Таких, изготовленных в Аугсбурге в конце XVI века, всего 6. Этот экземпляр предназначался для Ивана Сурового.

«Солнце всегда числилось символом правителя, а Луна – эмблемой толпы, народа. То есть, когда люд закрывает собой правителя, лучше ему быть в надежном месте. Штатный звездочет прятал его на то время в монастырь, а на трон сажали дублера», — выделил заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных устройств Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев.

Иван Суровый умер раньше, не увидел подарка. Глобус перебежал наследникам и в итоге оказался у Петра Величавого, который везде возил его с собой. Позднее механизм оказался в Эрмитаже.

Реставратор должен владеть терпением, острым зрением, чтоб видеть маленькие детали и пространственным воображением – заблаговременно понимать, как должен работать тот либо иной механизм.

Идет работа на станках – токарном, фрезерном. Тут могут восстановить почти любую утраченную либо поврежденную деталь. Механизм максимально приближают к авторскому. 

«Я тут почти два года, меня привел одичавший интерес к шестеренкам. Это движется, и это движение зависит только от меня, я могу задать скорость, темп, могу это отрегулировать», — поведала художник-реставратор Александра Голод. 

В лаборатории только десять сотрудников. Только некоторые – часовщики. Алексей – выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу трубы. 10 лет обратно пришел в лабораторию волонтером и остался. Мы застали его за работой над французскими каминными часами. Перед починкой и сборкой механизм нужно разобрать, промыть, высушить.

А Николай Зинатуллин – из потомственных, тут работает его отец. Николай разбирается, как устроены дрожки конца XVIII века. Это подарок сударю от крепостного Егора Григорьева с музыкальным механизмом, верстомером, масляными миниатюрами. Уральский крестьянин – «дрожек делатель и малеватель» — вот он на портрете — создавал их 16 лет, чтобы получить свободу.

«Сделал дрожки, даровал царю, получил свободу для себя и собственной семьи и на следующий год погиб», — рассказал Зинатуллин.

Покой и стабильное тиканье, время кажется возвратным, здесь его как как будто можно удержать в руках. И только бой часов прерывает бесконечность.

Анонсы культуры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *