Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Евгения Светланова. «Легендарный маэстро», как называла его зарубежная критика, признавался: мира вне музыки для него не существует.
Это партитура рапсодии «Картины Испании» Евгения Светланова. Готовясь исполнить свое сочинение с оркестром, он сделал эти пометки карандашом. Теперь их изучает Василий Петренко - главный приглашенный дирижер Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова. Новый сезон коллектив открывает в день рождения Евгения Федоровича и, конечно, в программе не только Рахманинов, Лист, но и произведения самого Светланова. «Для меня это будет первый опыт дирижирования музыкой Светланова. «Картины Испании» - очень интересная оркестровая пьеса с колоритом Испании», - говорит главный приглашенный дирижер Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова Василий Петренко.
Программу открытия нового сезона репетируют в Большом зале консерватории. На этой сцене Светланов впервые встал за пульт оркестра, а в 65-м возглавил Государственный академический симфонический оркестр СССР. За 35 лет работы с коллективом записал практически все произведения русских композиторов. «Каждый концерт был на максимуме, переигравший и записавший всю антологию русской музыки, он сгорал на каждом концерте, я помню, что он не понимал тех дирижеров, у которых сухая рубашка после концерта», - рассказал народный артист России Денис Мацуев.
Владимир Захаров в Большом зале консерватории работает с 52 года, вспоминает, как здесь репетировал и выступал Евгений Светланов, как в его директорском кабинете не замолкал телефон, слушатели хотели знать, когда выступает Светлановский оркестр. «Жил на Садовой в свое время. И на репетициях у него был спортивный вид, он на велосипеде приезжал всегда, если на улице посмотришь на его дресс-код, никогда не скажешь, что выдающийся дирижер», - вспоминает советник ректора Московской консерватории имени Чайковского по концертной работе Владимир Захаров.
На концертах всегда элегантный, во фраке и бабочке. Хотя все зависело от характера музыки - произведения Гершвина мог продирижировать и в красной рубашке или даже выйти на сцену в таком пиджаке. «Светланов был нелегким человеком, музыканты перед ним трепетали», - говорит советник ректора Московской консерватории имени Чайковского по концертной работе Владимир Захаров.
Будучи требовательным, а порой и авторитарным руководителем, он переживал за каждое сочинение. Владимир Спиваков, не раз выступавший со Светлановым, вспоминает: «В Швеции мы играли концерт, и в 3 часа ночи вдруг раздался звонок в мой номер, позвонил Евгений Федорович и говорит: «Володь, ты не спишь?». Я говорю: «Конечно, не сплю». Он мне сказал: «Ты знаешь, мне кажется, что в меня вселился дух Рахманинова, тогда, конечно, я не оценил этого, но теперь, когда я дирижирую сочинения Сергея Васильевича, который для меня тоже стал иконой, я понимаю, что это такое. Тогда настала свобода интерпретации, когда ты не только знаешь материал и любишь, а когда ты становишься частью сочинения». Таким был Светланов».
Дирижер, пианист, композитор. Музыкальное наследие Светланова - симфонии, поэмы, арии - пока еще редко исполняемы. Музыканты говорят, что их еще предстоит оценить.
К 90-летию со дня рождения российского дирижера, пианиста и композитора Евгения Светланова в эфире телеканала «Россия К» – документальный фильм «Воспоминание…» (6 сентября, 17:55; повтор 7 сентября, 9:05) и записи знаменитых концертов ГАСО СССР под руководством выдающегося дирижера (3-5 сентября, 09:10; повтор 17:55). В рубрике «Шлягеры уходящего века» смотрите концерт ГАСО под управлением Е. Светланова, солисты – Лариса Долина и Александр Градский (6 сентября в 09:10; повтор 7 сентября в 17:55).
Новости культуры
Источник контента: tvkultura.ru