За годы Величавой Отечественной войны фронтовые кинооператоры отсняли три с половиной миллиона метров плёнки. Они работали на передовой, снимали, находясь на военных кораблях, в танках, самолетах.
Эта военная кинохроника запечатлела боевые операции красноватой армии. Съемки «крылатых кинооператоров», позволившие нам узреть войну с неба, изначально выполняли только прикладные функции. Валерий Фомин, киновед: «1-ая съемка была осуществлена оператором Николаем Вихиревым. Шли отчаянные бои, и было полное господство германцев в воздухе. Был такой отчаянный авиаполк, в который он пробился. Это была его личная инициатива. И он выполнил первую съемку наших бомбардировщиков, которые «расколошматили» немецкую танковую колонну».
«Р-5» - самолет-разведчик. Легкая древесная конструкция, простое управление. Одно место для пилота, другое для штурмана. В его-то обязанности и входило ведение фото- и кинофиксации объектов наблюдения. «Если держать камеру на весу, будут снимки смазаны, а тут уже установлена конструкция, на которую можно было установить как фотоаппарат, так и пулемет», - гласит научный сотрудник Центрального музея Военно-Воздушных Сил Александр Шмаков.
Что установить на турель (съемочную технику либо оружие) штурману-оператору приходилось решать по ходу боя. Валерий Фомин, киновед: «Оператор Борис Шер вел такую съемку, когда налетели «мессеры», стали со всех сторон штурмовать наш самолет. А стрелка не было, и Шеру пришлось отложить камеру, взять пулемет, который был в самолете для стрелка установлен, отстреливаться». На этой фото в руках у Бориса Шера южноамериканская камера «Аймо». Схожие по конструкции аппараты в СССР создавал завод «Ленкинап».
«Отличается она только точностью производства механизма. Здесь допуски меньше, чтобы в мороз, зимой эта камера могла работать», - гласит сотрудник лаборатории визуальных эффектов научно-исследовательского кинофотоинститута Александр Зенин. Камера весила всего 5 кг. Одной бобины - 30 метров пленки - хватало на одну минутку съемочного материала. Операторы устанавливали фокусное расстояние на бесконечность, ведь при съемке в полете стабилизировать ручную камеру было фактически невозможно.
Валерий Фомин, киновед: «Нереально было удержать камеру, когда входили в пике самолеты. Камера была у их в руках. Открывали фюзеляж, откидывали и туда высовывались, снимали в упор. Их обратно откидывало, прижимало силой воздуха, который врывался на этой обезумевшой скорости. И камера дрожала, справиться было очень тяжело».
Скоростной бомбардировщик «СБ» набирал высоту 5 тысяч метров менее чем за 10 минут. Развивал скорость более 400 км в час. Для кинокамер были предусмотрены особые люки. А если «СБ» вылетал на разведку, съемочный аппарат фиксировали снаружи. Специально для военно-воздушных сил южноамериканская компания Bell Howell выпускала камеры «Аймо» с одним объективом.
«Она сама снимала все время, она была синхронизирована с мотором самолета. Совершенно простая, здесь вообще нет никаких частей управления. С помощью вот таких держателей крепится к самолету», - гласит хранитель фонда кинофототехники и предметно-мемориального фонда Музея кино Эмма Малая.
У американской авиационной кинокамеры был русский аналог - «АКС-1». Для удобства пилота у «АКС» заместо съемного заводного ключа была ручка. Такие аппараты и снимали так именуемые «результативные» кадры. Валерий Фомин, киновед: «Действенные кадры для авиасъемки - это были результаты бомбежки».
Для работы с пленкой в полевых критериях был разработан специальный проявочный бачок. В нем можно обрабатывать и негативное, и положительное изображение на пленке двух форматов в практически что боевых условиях и даже ночью. Но чаще пленку отправляли в Москву, тут ее проявляли в лабораториях и смотрели уже на стационарных проекторах на самом высочайшем уровне.
Станислав Анисимов
Анонсы культуры
Источник контента: tvkultura.ru